Вы находитесь на архивной версии сайта Пушкинского Дома
Перейти на новую версию сайта -- http://pushkinskijdom.ru/

Подготовленные издания

2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004
 
Показать всё на одной странице

 

Вьюгин В. Ю. Политика поэтики: очерки из истории советской литературы. - СПб.: Алетейя: АНО «Женский проект», 2014. - 400 с.
ISBN 978-5-91419-842-5

Книга представляет собой не первую и не последнюю попытку включить поэтику литературы в область политики. Вынесенное в название сочетание «политика поэтики» отражает ту давнюю точку зрения на искусство, согласно которой социальный статус художника определяется - пусть не тотально, но очень во многом - избираемыми им артистической техникой, жанрами, стилем, композицией, то есть понятиями, конкретизирующими наше представление о «форме» произведения искусства. Задача очерков состоит в том, чтобы показать, как в разных случаях эстетические пристрастия писателей СССР приводили к политическим последствиям, либо приближая их к власти и широкой публике, либо выталкивая на периферию социальной жизни. Очерки охватывают период с 20-х до 60-х гг. XX в. Литература авангарда соседствует в них с произведениями «хрестоматийного» соцреализма; отдельный очерк посвящен текстологии как важнейшей и во многом противостоящей поэтике выразительнице «политики текста».

  

Гроссман Дж. Д. Иван Коневской, «мудрое дитя» русского символизма / Отв. ред. серии М. Э. Маликова; под ред. А. Е. Барзаха; науч. ред. русского перевода А. В. Лавров – СПб.: Издательство Пушкинского Дома; Нестор-История, 2014. – 308 с. – (Современная русистика, т. 1).
ISBN 978-5-4469-0244-6

«Мудрое дитя» — так назвал своего друга, Ивана Коневского (настоящее имя — Иван Иванович Ореус; 1877-1901) Валерий Брюсов, много сделавший для сохранения и популяризации наследия рано погибшего поэта. Но вскоре Иван Коневской оказался практически забыт, несмотря на высокую оценку его рано обретшего зрелость творчества Блоком, Брюсовым, Мандельштамом. Только в самое последнее время интерес к его поэзии начал возрождаться. Книга Дж. Д. Гроссман — первое монографическое исследование жизни и творчества поэта, «с почти хрестоматийной ясностью предсказавшего дальнейшее развитие русского символизма». Поэзия Коневского — образец «поэзии мысли» — пронизана глубоко личными натурфилософскими, мистическими переживаниями. Настоящее исследование, подробно излагая биографию и творческий путь Коневского, стремится прежде всего проникнуть во внутреннюю жизнь поэта, показать драматические перипетии развития его мировидения. Коневской хотел найти способ проникнуть «непосредственным чутьем в таинственную суть явлений», чтобы стать частью бесконечного бытия мироздания. При этом он рассматривал поэзию как главный инструмент, позволяющий этого достичь. В своем анализе духовного пути Коневского, отражения его исканий в поэтических и прозаических текстах автор монографии привлекает многочисленные архивные источники.

 

Багно В. Е. Миф — образ — мотив (Русская литература в контексте мировой). — Санкт-Петербург: Издательство Пушкинского Дома, издательство «Вита Нова», 2014. — 480 с. + Вклейка 32 с.
ISBN 978-5-93898-484-4
 

В. Е. Багно — один из ведущих отечественных компаративистов, специализирующихся в области изучения русской литературы в контексте мировой, образа России, закономерностей межкультурных связей, истории и теории художественного перевода. Основу этой книги составили работы, написанные в разное время и подчиненные одной идее, некогда сформулированной Александром Веселовским: не работает ли каждая новая поэтическая эпоха над исстари завещанными образами, позволяя себе все новые комбинации старых и наполняя их новым пониманием жизни? Материалом для них послужила русская литература в ее многообразных отношениях с литературами других народов.

 

Прозорова Н. А. Ольга Берггольц: Начало (по ранним дневникам). — СПб.: ООО «Издательство “Росток”», 2014. — 288 с.
ISBN 978-5-94668-142-1
 

Эта книга рассказывает об «истоках жизни» Ольги Федоровны Берггольц (1910-1975) и посвящена ее духовному и творческому становлению. Взросление девочки, девушки и молодой женщины впервые показано сквозь призму ранних — отроческих и юношеских — дневников поэтессы. Они позволяют по-новому взглянуть на появление феномена Ольги Берггольц, — легендарной личности, которая пережила сталинские репрессии и «по праву разделенного страданья» стала символом блокадного Ленинграда. Повествование построено на архивных документах, письмах, воспоминаниях и дневниковых записях разных лет. Книга адресована филологам, студентам, учащимся и широкому кругу читателей. В издание включены впервые публикуемые фотографии.

 

«Не дам забыть...». Ольга Берггольц. Избранное [Сб. / Сост., вступ. ст. и коммент. Н. Прозоровой]. — СПб.: ООО «Полиграф», 2014. - 688 с.
ISBN 978-5-91868-013-1
 

В книгу вошли избранные произведения Ольги Берггольц (1910—1975) — легендарной поэтессы, блокадной музы Ленинграда. В сборник включены поэмы и лирика Берггольц — «интимный документ эпохи», в котором отразилась драматическая судьба Ольги Федоровны. Произведения снабжены примечаниями, подготовленными с учетом недавно вышедших работ о творчестве поэтессы. «Дневные звезды» — шедевр русской автобиографической прозы XX века — впервые публикуется с обширным историко-литературным и реальным комментарием. В издание включены воспоминания о Берггольц С. С. Наровчатова, Д. М. Молдавского и В. Я. Лакшина, которые раскрывают читателю неординарность ее личности. Книга рассчитана на широкий круг читателей, учащихся, студентов, аспирантов и специалистов гуманитарного профиля.

 

Разумовская А. Г. Сады российской поэзии (от символизма до постмодернизма): Монография. — Санкт-Петербург, 2014. — 436 с. Научный редактор: А. М. Грачева, доктор филологических наук (ИРЛИ РАН); Рецензенты: доктор филологических наук Е. М. Таборисская (СПГУТД), доктор филологических наук Е. Е. Дмитриева (ИМЛИ РАН)
ISBN 978-5-91116-257-3

Монография посвящена рассмотрению сада, одного из устойчивых образов мировой культуры, в поэтическом сознании XX века, где сохраняются представления о саде как о феномене природного мира и как о недосягаемом носителе высших смыслов. Философская насыщенность мифологемы сада, ее семантическая типология, трансформации внутри каждого типа раскрываются на примерах из творчества представителей различных литературных направлений и школ. Исследование основано на обширном поэтическом материале как высокой, так и массовой поэзии. Книга адресована всем интересующимся русской лирикой, садово-парковым искусством и отражениями культурных ландшафтов в литературе.

 

Т. Г. Шевченко и его время: материалы научной конференции (Санкт-Петербург, 24—26 ноября 2014 года) / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН / Ред.-сост. М. Ю. Степина. - СПб., 2014. - 174 с.

Содержание

Сборник содержит материалы юбилейной международной научной конференции «Т. Г. Шевченко и его время», приуроченной к 200-летию со дня рождения поэта, писателя, этнографа, художника, общественного деятеля. Сборник предназначен для научных работников, специалистов в области литературоведении, истории литературы, музеологии, истории, культурологии, краеведения.

 

 

Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2013 год / отв. ред. Т. С. Царькова. — СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2014. — 784 с, [12] ил.
ISBN 978-5-86007-771-3

Содержание

В «Ежегоднике Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2013 год» представлены уникальные материалы по истории русской литературы, философии, живописи, музыки, театра и музееведения XIX-XX вв., подготовленные ведущими отечественными источниковедами и текстологами. Сборник включает 28 работ, четыре из них осуществлены при поддержке грантов РГНФ: проект № 12-24-1-218а (ц) «М. Ю. Лермонтов. Сводный каталог материалов из собраний Пушкинского Дома», проект № 12-04-00206а «Переписка И. С. Аксакова с государственными и общественными деятелями (1860-1886)», проект № 13-04-00431 «Исследование новых материалов к биографии М, А. Кузмина («долитературный» период) и Г. В. Чичерина («дополитический» период)», проект 13-04-00142 «Рабочие тетради Федора Сологуба: материалы к описанию». Юбилейным датам — 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова и 100-летию русского футуризма— посвящены работы литературоведов Е. Н. Монаховой и Е. Р. Обатниной. Еще одна юбилейная дата — 200-летие А. С. Даргомыжского — отмечена двумя публикациями автографов, связанных с его именем. Особое внимание читателей также привлекут впервые вводимые в научный оборот поэтические и музыкальные автографы М. А. Кузмина, дневниково-мемуарные свидетельства В. В. Вересаева о Ф. Сологубе, вдовы М, М. Зощенко о писателе, публикации последнего из сохранившихся дневника (1937) И. П. Ювачева, отца Д. Хармса, дневниковых записей Б. В. Шергина за 1940 и 1949 гг. Проблемы провинциальных музеев конца ХГХ-начала XX в., горячо обсуждаемые в переписке А. П. Боголюбова и М. П. Боткина, глубоко освещены в публикации С. А. Ипатовой. Роль интеллигенции в эпоху перестройки и писательские рефлексии на общественно-политические процессы в России 1980-х гг. анализируются в письмах Ю. М. Нагибина и В. Л. Кондратьева к В. П. Астафьеву. Еще одной значимой гранью научного труда стал биографический аспект книги (статьи о Денисе Давыдове И. В. Кощиенко и о В. А. Зоргенфрее М. Э. Маликовой). Издание адресовано филологам и историкам, преподавателям и студентам — всем интересующимся историей русской культуры ХIX-ХХ вв.

 

Бунин И. Стихотворения. В 2 т. / Вступ. статья, сост., подг. текста, примеч. Т. М. Двинятиной — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, Вита Нова, 2014. — (Новая Библиотека поэта). — ISBN 978-5-87781-039-6 (Т.1), ISBN 978-5-87781-041-9 (Т.2), ISBN 9978-5-87781-040-2

Данное издание представляет собой наиболее полное собрание поэтического наследия И. А. Бунина (1870 1953). За его пределами остались только переводы (кроме тех, которые Бунин печатал в своих книгах наряду с оригинальными стихами), юношеские опыты и шуточные «домашние» стихи, главным образом, последних лет. Оно основано как на материалах российских архивов, так и на материалах Бунинской коллекции Русского архива в Лидсе (Великобритания), вводимых ныне в научный оборот. Это первое научное издание лирики первого русского лауреата Нобелевской премии по литературе. Издание сопровождается очерком биографии и поэтического творчества Бунина, а также полным текстологическим анализом его стихотворного наследия. В примечаниях указаны все значимые прижизненные публикации, приведены все пометы и правка из авторских экземпляров всех сборников и томов собраний сочинений (всего около сорока книг), уточнена датировка множества стихотворений, процитированы наиболее интересные отклики критиков, а в разделе «Другие редакции и варианты» собраны все разночтения, кроме вариативной пунктуации. Таким образом, издание предлагает сегодняшнему читателю увидеть поэзию Бунина глазами его просвещенного современника, который мог следить за поэтическим развитием Бунина, оценить его главные прижизненные издания и прочесть их в историко-литературной перспективе конца XIX – начала XX вв. Бунин остро переживал то, что современники чтили в нем прежде всего прозаика, и сам себя считал в первую очередь поэтом. Настоящее издание призвано устранить эту до сих пор сохранившуюся деформацию восприятия, расставить более точные акценты и заново открыть творчество одного из лучших лириков рубежа XIX – XX веков.

 

 

Труды Отдела древнерусской литературы / Российская Академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. Н. В. Понырко. — СПб.: Наука, 2014. — Т. 63. — 566 с.
ISBN 978-5-02-038224-4

Содержание

 

 

 

 

Образы Италии в России — Петербурге — Пушкинском Доме / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: Издательство Пушкинского Дома. — 280 с. — («Россия — Запад — Восток»: Литературные и культурные связи; вып. 2).
ISBN 978-5-87781-048-8

Принадлежащий П. П. Муратову многогранный и емкий термин «Образы Италии» был положен в основу названия конференции, проходившей в Пушкинском Доме в 2012 году. Коллективный труд, основанный на ее материалах, посвящен восприятию образов Рима и Италии в русской философской и народной мысли, искусстве и литературе начиная с XIII века; среди участников ученые из Италии, России, Литвы, Израиля, Франции, США. В сборнике воспроизведены картины и зарисовки художников и других русских путешественников; в России они публикуются впервые. Для филологов, искусствоведов и всех, интересующихся диалогом культур между Италией и Россией. Содержание

 

 

Ф. М. Достоевский. Полн. собр. соч. и писем: В 35 т. / ИРЛИ РАН; ред. Н. Ф. Буданова. - СПб.: Наука, 2014. Село Степанчиково и его обитатели. Униженные и оскорбленные. Наброски и планы. 1859-1860. Т. 3. 2-е изд., исправленное и дополненное. — 684 с.
ISBN 978-5-02-038328-9 (т. 3)

 

 

 

 

 

М. Ю. Лермонтов. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 4. Проза. Письма / Отв. ред. тома Н. Г. Охотин. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2014 — 672 с.
ISBN 978-5-87781-057-0 (Т. 4)
ISBN 978-5-87781-049-5

Новое собрание сочинений М. Ю. Лермонтова, подготовленное к 200-летию со дня рождения поэта, включает в себя весь корпус его художественных произведений и писем. Тексты Лермонтова заново сверены с источниками и снабжены подробными комментариями. В четвертый том научного издания входят все прозаические произведения Лермонтова. В приложениях помещены планы ненаписанных произведений, прозаические переводы, автобиографические заметки, а также переписка поэта.

 

М. Ю. Лермонтов. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1. Стихотворения / Отв. ред. тома Н. Г. Охотин. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2014 — 776 с.
ISBN 978-5-87781-051-8 (Т. 1)
ISBN 978-5-87781-049-5

Новое собрание сочинений М. Ю. Лермонтова, подготовленное к 200-летию со дня рождения поэта, включает в себя весь корпус его художественных произведений и писем. Тексты Лермонтова заново сверены с источниками и снабжены подробными комментариями. В первый том научного издания входят стихотворения, написанные в 1828-1841 гг. В приложениях помещены произведения, созданные Лермонтовым в соваторстве, а также те, авторство которых в точности не установлено.

 

Первая мировая война в устном и письменном творчестве русских крестьян / По материалам Пушкинского Дома. СПб., 2014 г. Издательство Пушкинского Дома. 584 c., илл.

В настоящем издании собраны уникальные материалы, свидетельствующие о глубоком влиянии Первой мировой войны на крестьянское творчество. В сборнике представлены песни и частушки, бытовавшие в среде солдат русской армии и записанные в фольклорных экспедициях. Впервые издаются воспоминания и записки русских крестьян, участвовавших солдатами на фронтах 1914–1918 гг., публикуются подлинные солдатские и казачьи письма, написанные на передовых позициях, образцы солдатской «обережной» магии. Читатели впервые познакомятся со стихотворной книгой ранее неизвестного автора – ярославского крестьянина Григория Кругова, бывшего фронтового санитара. Публикуемые тексты хранятся в фондах Фонограммархива, Рукописного отдела и Древлехранилища Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Книга обильно иллюстрирована образцами печатной графики из фондов Литературного музея Института. Издание посвящено 100-летию со дня начала Первой мировой войны.

 

Левитт М. Визуальная доминанта в России XVIII века / Маркус Левитт; пер. с англ. А. Глебовской; науч. ред. перевода Н. Алексеева. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 528 с: ил. (Серия «Очерки визуальности»)
ISBN 978-5-4448-0223-6

Работы американского слависта, профессора кафедры славянских языков и литератур Университета Южной Калифорнии Маркуса Левитта хорошо известны специалистам по русской литературе. Его новая монография посвящена и малоизвестным произведениям русских авторов XVIII столетия, таким как поэма В.К. Тредиаковского «Феоптия», и знакомым каждому российскому школьнику, как, например, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Применяемый проф. Левиттом метод изучения визуального через вербальное, то есть пристальное рассмотрение авторских попыток «увидеть себя» в художественном тексте, позволяет охватить большой материал и выстроить увлекательное повествование о становлении русского самосознания Нового времени.

 

1900 год в неизвестной переписке, статьях, рассказах и юморесках Василия Розанова, Ивана Романова-Рцы и Петра Перцова / Сост. А. П. Дмитриева; изд. подгот.: А. П. Дмитриев и Д. А. Федоров. - СПб.: 000 «Родник», 2014. - 928 с.; ил.
ISBN 978-5-9905251-2-2

Яркие представители русской культуры Серебряного века В. В. Розанов, И. Ф. Романов-Рцы и П. П. Перцов на протяжении более чем двух десятилетий были соединены приятельскими отношениями, начало которым было положено в атмосфере неославянофильских надежд начала 1890-х гг. Если В. В. Розанов сегодня по праву считается писателем первой величины и снискал себе мировую известность, то поэт и критик П. П. Перцов, основавший лучший символистский журнал «Новый Путь», ныне полузабыт, а философствующий публицист и юморист И. Ф. Романов-Рцы, которого в редакциях называли «маленьким Розановым», практически неизвестен. В книге собраны хранящиеся в архивах откровенные письма троих писателей, которыми они обменивались в последний год столетия, накануне больших потрясений XX века. Кроме того, большой интерес представляют публикуемые впервые после более чем столетнего перерыва их очерки, рассказы и юморески, где они перекликаются друг с другом, полемизируют либо развивают идеи и дополняют один другого. Издание снабжено обширным комментарием, библиографией и аннотированным указателем имен.

 

Фет А. А. Сочинения и письма: В 20 т. Т. 5: Вечерние огни. Стихотворения и поэмы 1864-1892 гг., не вошедшие в сборники. Кн. 1. — М.; СПб.: Альянс-Архео, 2014. — 696 с.
ISBN 978-5-98874-101-5

Пятый том (в двух книгах) Сочинений и писем А. Фета включает четыре изданных при жизни поэта выпуска стихотворений «Вечерние огни» — вершину философской лирики Фета, а также обширный раздел «Стихотворения и поэмы 1864-1892 гг., не вошедшие в сборники». Помимо известных произведений, сюда вошли впервые публикуемые стихотворения, поэмы, переводы за 1864-1892 годы, подготовленные по рукописным источникам. Все стихотворные тексты заново сверены по автографам и снабжены подробными текстологическими и реальными комментариями, впервые раскрывающими рукописную и печатную историю каждого произведения, отклики на него в прижизненной критике и в ближайшем литературном окружении поэта. 1-я книга 5-го тома включает первые три выпуска «Вечерних огней». Издание предназначено как для специалистов, так и для широкого круга читателей, включая учителей русской словесности, студентов, аспирантов и школьников.

 

Сводный каталог лермонтовских материалов в собраниях ИРЛИ РАН / СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2014. — 496 с, ил.
ISBN 978-5-87781-043-3

Содержание

Настоящее издание приурочено к 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова и является полным научным описанием лермонтовских материалов, хранящихся в собраниях Рукописного отдела и Литературного музея ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАН: автографов Лермонтова и документов о жизни и творчестве поэта, его живописных и графических произведений, портретов Лермонтова, его родных и лиц из ближайшего окружения, иллюстраций к произведениям поэта и др. Каталог включает свыше 2000 описаний и большое количество воспроизведений, многие из которых публикуются впервые. Издание снабжено именными указателями и аннотированным словарем художников.

 

М. Ю. Лермонтов. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. Драмы / Отв. ред. тома О. В. Миллер. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2014. — 600 с.
ISBN 978-5-87781-055-6 (Т. 3)
ISBN 978-5-87781-049-5

 Новое собрание сочинений М. Ю. Лермонтова, подготовленное к 200-летию со дня рождения поэта, включает в себя весь корпус его художественных произведений и писем. Тексты Лермонтова заново сверены с источниками и снабжены подробными комментариями. В третий том научного издания входят драматические произведения, написанные в 1829-1836 гг. В приложении публикуются дополнительные редакции драмы «Маскарад».

 

М. Ю. Лермонтов. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. Поэмы / Отв. ред. тома Ю. М Прозоров. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2014. — 704 с.
ISBN 978-5-87781-053-2 (Т. 2)
ISBN 978-5-87781-049-5

Новое собрание сочинений М. Ю. Лермонтова, подготовленное к 200-летию со дня рождения поэта, включает в себя весь корпус его художественных произведений и писем. Тексты Лермонтова заново сверены с источниками и снабжены подробными комментариями. Во второй том научного издания входят поэмы, написанные в 1828-1840 гг. В приложениях публикуются ранние редакции «Демона» и так называемые «юнкерские поэмы».

 

К. Н. Леонтьев. Полн. собр. соч.: В 12 т. Том 9: Литературно-критические статьи и рецензии 1860-1890 годов / Подготовка текста и комментарии В. А. Котельников, О. Л. Фетисенко. - СПб.: Владимир Даль, 2014.
ISBN 978-5-93615-137-8 (Т. 9)

 

 

 

 

 

Конец институций культуры двадцатых годов в Ленинграде. По архивным материалам / Сб. статей; сост. М. Э. Маликова. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 492 с.: ил.
ISBN 978-5-4448-0182-6

Оглавление

Сборник исследований, подготовленных на архивных материалах, посвящен описанию истории ряда институций культуры Ленинграда и прежде всего ее завершения в эпоху, традиционно именуемую «великим переломом» от нэпа к сталинизму (конец 1920-х - первая половина 1930-х годов). Это Институт истории искусств (Зубовский), кооперативное издательство «Время», секция переводчиков при Ленинградском отделении Союза писателей, а также журнал «Литературная учеба». Эволюция и конец институций культуры представлены как судьбы отдельных лиц, поколений, социальных групп, как эволюция их речи. Исследовательская оптика, объединяющая представленные в сборнике статьи, настроена на микромасштаб, интерес к фигурам второго и третьего плана, к риторике и прагматике архивных документов, в том числе официальных, к подробной, вплоть до подневной, реконструкции событий.

 

Текст и традиция: альманах, 2 / Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) Рос. Акад. наук, Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». — Санкт-Петербург: Росток, 2014. — 448 с.
ISBN 978-594668-152-0

Содержание

Альманах «Текст и традиция» издается Пушкинским Домом и Ясной Поляной, двумя известнейшими «литературными домами» России. Одной из важных его задач является рассмотрение современной русской литературы в контексте литературной традиции — классической и древней. В определенном смысле альманах соединяет в себе черты научного и литературного («толстого») журналов: в соответствующих разделах публикуются исследования академического типа и литературные эссе. Особое место в издании занимают диалоги участников литературного процесса на историко-культурные темы, а также публикация архивных материалов.

 

Ремизов А. М. Дневник мыслей 1943—1957 гг. / отв. ред., автор вступ. ст. А. М. Грачева; подгот. текста О. А. Линдеберг; коммент. А. М. Грачевой и Л. В. Хачатурян. — СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2014. — Т. 2: Январь 1946 — март 1947. — ХХХ с.; ил.
ISBN 978-5-91476-060-8
 

«Дневник мыслей» (1943—1957) мастера русского авангарда Алексея Ремизова — уникальное произведение документально-художественной прозы русской эмиграции. Второй том Дневника содержит записи 1946—1947 гг. На его страницах сквозь призму «подстриженных глаз» писателя представлены картины послевоенной жизни русской эмиграции во Франции: восстановление культурной жизни в изгнании, изменение ее политической поляризации, особенности процесса репатриации и взаимодействия с советскими дипломатическими кругами. В Дневнике отразилась литературная работа Ремизова над книгами «Мышкина дудочка», «В розовом блеске», «Иверень». Записи реальности сочетаются со сновидениями сюрреалистического характера. Раздел «Образы слова» содержит впервые публикуемые материалы: редкие фотографии лиц из дружеского окружения, а также художественные альбомы и рисунки писателя. Издание подготовлено научным коллективом архивистов РГАЛИ и филологов Института русской литературы (Пушкинский ДОМ) РАН.
Содержание

 

Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 18 т. Т. 15. Кн. 2 / Отв. ред. Н. П. Генералова, В. А. Лукина. — М.: Издательство «Наука», 2014. — 766 с.
ISBN 978-5-02-037364-8
ISBN 978-5-02-038141-4 (т. 15, кн. 2)

 

 

 

 

 

Ф. М. Достоевский. Полн. собр. соч. и писем: В 35 т. / ИРЛИ РАН; ред. И. Д. Якубович. - СПб.: Наука, 2014. Повести и рассказы. 1847-1859. Т. 2. 2-е изд., исправленное и дополненное. — 794 с.
ISBN 978-5-02-038316-6 (т. 2)

Cодержание

 

 

 

 

Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, Н. В. Понырко; Подгот. текстов и комментарии С. И. Николаева. – СПб.: Наука, 2014. – Т. 18: XVII век. – 640 с.
ISBN 978-5-02-038317-3 (Т. 18)

Cодержание

 

 

 

 

И. А. Гончаров. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. Т. 10: Материалы цензорской деятельности. СПб.: Наука, 2014.
ISBN 978-5-02-038315-9 (Т. 10).

Содержание

 

 

 

 

Мифологические рассказы русских крестьян XIX—XX вв. / Составление, подготовка текстов, вступительная статья и комментарии М. Н. Власовой. — СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2014. Изд. 2-е.
ISBN 978-5-91476-049-3

Сборник (более тысячи текстов) — первая на русском материале антология мифологических рассказов (быличек), как наиболее типичных, так и редких, сохранившихся в единичных записях. Тексты выявляют грани многозначного понятия судьбы, характеризуют «особый тип фатализма», свойственный мировосприятию русского народа и своеобразно влияющий на исторические судьбы России. Это бесценный источник сведений о менталитете русских людей и в то же время яркие художественные произведения, обладающие особой поэтикой, занимательностью. Мифологические персонажи принадлежат не одному лишь прошлому: они переместились в городской фольклор, стали достоянием массового сознания, вошли в нашу культуру через произведения классической литературы, живописи, музыки, скульптуры. Книга адресована не только специалистам, но и всем, кому небезразличны духовная культура России, представления народа о судьбах и тайнах мира, о предназначении человека

 

Музыкально-поэтический фольклор нижней Вычегды (Материалы к Своду русского фольклора) / Сост., подготовка текстов, статьи и комментарии А. Н. Власова, Е. А. Дороховой, Т. С. Каневой, З. Н. Мехреньгиной. — СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2014. — 932 с.: ил., нот., 16 с. вклейка.
ISBN 978-5-91476-058-5

Настоящее песенное собрание — наиболее полный свод текстов музыкально-поэтического фольклора нижней Вычегды — одной из немногих региональных фольклорных традиций Русского Севера, по сей день почти не представленной в публикациях. В состав сборника входит более 200 музыкально-поэтических текстов, представляющих три основные жанровые группы местной песенной традиции: необрядовую лирику, песни и причитания свадебного ритуала, хороводно-игровые песни и припевки. Им предшествует большое исследование, включающее историко-культурную характеристику Вычегодского края, обзор истории изучения местной фольклорной традиции, структурно-типологическое описание напевов, лингвистический очерк. Издание снабжено объемным научным аппаратом, содержащим текстологические и этнографические комментарии, а также справочные материалы: указатели сюжетов, исполнителей и мест записи. Приложение содержит работы краеведов и описание свадебного обряда. Содержание

 

Труды Отдела древнерусской литературы / Российская Академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. Н. В. Понырко. — СПб.: Наука, 2014. — Т. 62. — 774 с.
ISBN 978-5-02-038299-2

Содержание

 

 

 

 

 

Каталог памятников древнерусской письменности XI-XIV вв. (Рукописные книги) / отв. ред. Д. М. Буланин ; [сост. Д. М. Буланин, А. А. Романова, О. В. Творогов, Ф. Томсон, А. А. Турилов]. - СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2014. - 944 с. - (STUDIORUM SLAVICORUM ORBIS ; вып. 7).
ISBN 978-5-86007-759-1
ISSN 2220-5489=STUDIORUM SLAVICORUM ORBIS

Каталог, предлагаемый вниманию читателя, - коллективная работа. Справочник призван дать максимально полное представление о репертуаре восточнославянской письменности за первые четыре столетия ее истории. Он базируется на данных, извлеченных из рукописных книг XI-XIV вв., каждая из которых получает характеристику и как кодикологическое целое, и как сборник относительно самостоятельных произведений. В десяти приложениях к Каталогу печатаются «Текстологические и библиографические арабески» Д. М. Буланина. В этих заметках целый ряд кратко упомянутых в Каталоге памятников получает более углубленную характеристику, потому что они включены в широкий контекст многовекового развития славянских средневековых литератур. В основе «Каталога памятников древнерусской письменности XI-XIV вв.» лежит полностью переработанный и увеличенный в несколько раз по объему путеводитель, который был составлен единолично О. В. Твороговым и под названием «Древнерусская книжность XI-XIV веков» издавался отдельными частями в «Трудах Отдела древнерусской литературы» (т. 56, 57, 59). Содержание

 

Книжные центры Древней Руси: Книжники и рукописи Кирилло-Белозерского монастыря. — СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2014.— 440 с; 36 с. цв. вклейки.
ISBN 978-5-91476-056-1

Сборник продолжает собой серию научных непериодических изданий, в состав которой входили ранее тома, посвященные Иосифо-Волоколамскому (1991), Кирилло-Белозерскому (2008), Соловецкому (2001, 2004, 2010), севернорусским монастырям (2001), а также разным аспектам исследования средневековой русской книжности (1991, 1994). Он посвящен исследованию рукописного наследия одного из важнейших книжных центров средневековой Руси, Кирилло-Белозерского монастыря. В составе сборника — статьи о монастырских книжниках XV-XVII вв. (иноках Ефросине, Арсении, Леониде Ширшове, Ерофее Бурнашеве), отдельных памятниках средневековой литературы, представленных в кирилло-белозерской книжной традиции (Палее, Кормчей книге, «Хожении» игумена Даниила и др.), документах Кирилло-Белозерского монастыря, характеризующих богатства монастырской библиотеки и ризницы («книгах роздаточных» конца XVII в. и описи 1802 г.) и свидетельствах очевидца, побывавшего в монастыре в XIX в. Сборник содержит ряд публикаций: критическое издание Краткой (ранней) редакции Жития Кирилла Белозерского, «Предание старческое новоначальному иноку» и «Поучение братии обще живущей» по спискам инока Ефросина, молитвы, написанные предположительно Ерофеем Бурнашевым, комментированное издание «книг роздаточных» и фрагмент «Путешествия» П. И. Типухина, касающийся Кирилло-Белозерского и близлежащих монастырей. В книге публикуются образцы почерков ряда кирилловских писцов: иноков Ефросина, Исаака Собаки, Гурия Тушина и др. Книга адресована медиевистам разного профиля и всем, кому интересна история средневековой русской книжности. Содержание

 

Федорова И. В. «Путешествие в Святую Землю и Египет» князя Николая Радзивилла и восточнославянская паломническая литература XVII — начала XVIII в.: Исследование и текст. — СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2014. — 608 с: ил., 6 с. цв. вклейка.
ISBN 978-5-91476-059-2

Книга содержит исследование и публикацию древнерусского перевода «Путешествия в Святую Землю и Египет» князя Николая Радзивилла — рассказа о реальном паломничестве 1582—1581 гг. В результате исследования всех известных списков памятника охарактеризована литературная история произведения на русской почве, уточнено время перевода и его оригинал, проанализированы причины появления памятника в русской книжной культуре XVII в. На широком фоне восточнославянских «хождений» XII — начала XVIII в. и переводных описаний Святой Земли показаны особенности содержания Путешествия и повествовательной манеры польского князя-паломника, а также типичные для паломнического текста черты. Все это позволило создать целостную картину бытования в культуре Московского царства переводного памятника и проследить механизм «включения» иноязычного текста в восточнославянскую паломническую литературу. Научно-критическое издание текста Путешествия Николая Радзивилла снабжено обширными историко-литературными комментариями. Книга адресована специалистам по древнерусской литературе и истории христианского Востока, а также широкому кругу читателей, интересующихся русской литературой, духовной культурой и паломническим движением в Святую Землю. Оглавление

 

Прохоров Г. М. Древнерусское летописание. Взгляд в неповторимое / М.: Институт русской цивилизации, «Издательство Олега Абышко» СПб., 2014. —416 с. ISBN 978-5-4261-0065-7

В книге выдающегося русского ученого Гелиана Михайловича Прохорова собраны исследования памятников древнерусского летописания, — жанра безвозвратно, в отличие от других жанров средневековой литературы, ушедшего. В первой части говорится о специфике этого вида литературного творчества и о его видах — местном и общерусском. Прослеживается история летописания после завершения «Повести временных лет» и перехода политического главенства на Руси от Киева к Владимиру. Исследование двух взаимно дополнительных подборок летописного материала «Карамзинской» рукописи, заставляет думать, что общерусское летописание не было создано в XV в., а было возрождено в 1185 г. во Владимире при Всеволоде Большое Гнездо. Произведенный постатейно анализ содержания этих подборок и их связи с двумя видами общерусского летописания — владимиро-московского и новгородского — представлен читателю в таблице. Во второй части речь идет о «центрально-русском» летописании XIV в. — загадочном «Летописце Великом Русском». Автор доказывает, что именно в Москве в 1375 г. по воле князя Дмитрия Ивановича было начато «великорусское» летописание. Созданная два года спустя, в 1377 г., Лаврентьевская летопись оказывается ярко контрастной «Летописцу Великому Русскому», каким он теперь представляется. Работа составителей «Лаврентьевской летописи» имела целью дать пример вероисповедно-непримеримой борьбы христиан-русских с инверцами-татарами. Благословивший ее создание епископ Дионисий Суздальский явно хотел духовно укрепить и побудить князей к решительным действиям в начинающейся освободительной борьбе с татарами. В Послесловии книги говорится о трансформации жанра летописания, происшедшей на Руси в дальнейшем, начиная с XVI в. Содержание

2015 | Страница 6 из 16 | 2013